Главная / Новости
Новости
11.07.2025

Подведены итоги публичного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «О табачном сырье, табачных, нетабачных никотиносодержащих изделиях, электронных системах курения, жидкостях для них, системах для потребления табака»

 Подведены итоги публичного обсуждения проекта Закона Республики Беларусь «О табачном сырье, табачных, нетабачных никотиносодержащих изделиях, электронных системах курения, жидкостей для них, системах для потребления табака» (далее – проект Закона), направленного на совершенствование правовых и организационных основ государственного регулирования в сфере производства, оборота и потребления (использования) табачного сырья, табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака и создание условий для охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий курения (потребления, использования) табачных изделий, нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, электронных систем курения, систем для потребления табака (далее – изделия, жидкости, системы).



Организатор публичного обсуждения проекта – концерн «Белгоспищепром».
Публичное обсуждение проекта осуществлялось в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте «Правовой форум Беларуси» в период с 17 по 27 июня 2025 г.
Вид публичного обсуждения - общественное обсуждение.
Количество участников общественного обсуждения не было ограничено, любое заинтересованное лицо могло высказать свои замечания и предложения.

Всего по проекту поступили 75 сообщений от 36 пользователей, содержащих как общую оценку проекта Закона, так и конкретные предложения и замечания по его доработке.
Все предложения и замечания внимательно изучены и проработаны рабочей группой по подготовке комплексного проекта нормативного правового акта об организации эффективного контроля за производством и реализацией (оборотом) продукции, альтернативной сигаретам, созданной приказом концерна «Белгоспищепром» (далее – рабочая группа), в состав которой входят заинтересованные государственные органы и организации, на предмет возможного их учета.

Так, не нашли поддержки членов рабочей группы предложения пользователей о необходимости полного запрета производства и оборота изделий, жидкостей, систем на территории Республики Беларусь, об исключения из проекта Закона обязательного лицензирования производства и оборота изделий, жидкостей, систем, о смягчении лицензионных требований на оптовую торговлю, о расширении субъектного состава лиц, имеющих право на импорт, оптовую и розничную торговлю такими изделиями, жидкостями, системами, так как входят в противоречие с целью проекта Закона, поручением Главы государства, данного на совещании 5 августа 2024 г., в части ужесточения требований к обороту и потреблению продукции, альтернативной сигаретам, и выработанными Правительством подходов по государственному регулированию производства и оборота изделий, жидкостей, систем.

Кроме того, в связи со сложностями определения территориальных границ и нарушением гражданских прав собственников имущества, не учтены предложения об ограничениях (запретах) потребления (использования) изделий, жидкостей, систем:

- на балконах многоквартирных домов; в непосредственной близости от многоквартирных жилых домов, общежитий; в студиях менее 20 кв.м;
- в автомобилях, если в них присутствуют дети в возрасте до 18 лет;
- в туалетных комнатах, расположенных в общественных и производственных зданиях; в комнатах для курения с неработающим (не функционирующим) оборудованием отдельной приточно-вытяжной системы вентиляции;
- в нежилых помещениях, закрытых помещениях, вблизи закрытых помещений (на расстоянии 10 метров);
- в общественных местах, иных местах массового скопления людей на открытом воздухе; в спортивных сооружениях, расположенных на открытом воздухе, во время проводимых там мероприятий;
- в вагонах поездов, на морских судах и в самолетах, на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена.

По вышеперечисленным причинам не учтены предложения пользователей о запрете продажи изделий, жидкостей, систем:

- ближе, чем пять км от ближайшей школы; 
- в киосках, магазина менее 100 м2;
- на расстоянии ближе 1 км от учреждений образования, спортивных объектов, социальных приютов для детей, детских больниц.

Кроме того, пользователями предложено: указание кодов ТН ВЭД ЕАЭС на нетабачные изделия, на которые распространяются требования проекта Закона; дополнить определениями терминов «специальные места (на открытом воздухе) для курения» и «комнаты для курения (изолированные помещения для курения)»; указание на потребительской упаковке (листе-вкладыше) табачного изделия, за исключением некурительных табачных изделий, информации о наркотическом характере и смертельной опасности в результате потребления (использования) табачного изделия и воздействия табачного дыма; декларирование и регулирование объемов производства и оборота нетабачных изделий. Данные предложения не поддержаны рабочей группой в виду того, что не являются предметом регулирования проектом Закона. 

В рамках публичного обсуждения высказаны предложения о включении в проект Закона положений, регулирующих права и обязанности субъектов отношений, а также мер по созданию условий для охраны здоровья граждан, вопросов обеспечения их прав на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия табачного дыма, реализации системного подхода при формировании мероприятий, направленных на снижение потребления табака, по аналогии с Федеральным Законом № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции». Вместе с тем данные предложения не поддержаны, как не соответствующие целям и задачам проекта Закона.

Концерн «Белгоспищепром» выражает благодарность всем участникам общественного обсуждения за неравнодушную позицию актуальной проблемы в отношении неоднозначных последствий для здоровья человека, особенно для молодежи, в результате широкого распространения и потребления (использования) изделий, жидкостей, систем, с помощью которых никотин проникает в организм человека, а также за внесенные замечания и предложения по проекту Закона.
 


К списку