Главная / Новости
Новости
12.03.2021

На повестке дня - качество масла и шоколада

В концерне «Белгоспищепром» прошло заседание общественно - консультативного совета по развитию предпринимательства. В дискуссии приняли участие не только члены совета, а также представители министерств, научные сотрудники, бизнесмены, и депутаты палаты представителей Национального собрания Белоруссии VII созыва.





На повестку дня совета было вынесено два актуальных вопроса: общественное обсуждение проекта изменений № 2 в технический регламент Таможенного союза «Технический    регламент    на    масложировую     продукцию» (ТР ТС 024/2011) и разработка проекта Изменений №3 в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) (в части установления дополнительных требований к шоколаду, шоколадным изделиям и какао-продуктам). 

С сентября 2020 года Постановлением Совмина от 18.09.2020 №543 концерн «Белгоспищепром» определен как ответственный орган за выработку позиции Республики Беларусь по техническому регламенту Таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011).

Проект изменений направлен на:

•    повышения уровня безопасности пищевой масложировой продукции в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей;
•    уточнения отдельных положений технического регламента в части определений пищевой масложировой продукции, требований к маркировке, процессам ее производства и перевозки, а также устранение возможного неоднозначного толкования норм технического регламента;
•    согласования отдельных положений технического регламента с положениями технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) (далее - ТР ТС 022/2011);
•    конкретизации и дифференцирования требований к отдельным показателям безопасности пищевой масложировой продукции, а также повышения ее безопасности путем введения нормирования допустимого уровня содержания «глицидиловых эфиров жирных кислот в пересчете на глицидол».

Какие же изменения могут быть внесены в техрегламент на масложировую продукцию?
- уточнение в части определений терминов «пищевая масложировая продукция», «спред» и «смеси топленые» (расширение перечня сырья за счет «заменителя молочного жира»), «эквиваленты масла какао» и  «улучшители масла какао» (расширение перечня сырья за счет «модифицированных растительных масел»),  отдельных технологических процессов производства масложировой продукции;
- появятся новые понятия «промышленная переработка масложирового сырья», «масложировое сырье»;
- будут дополнены требования к маркировке;

- рассмотрены требования к процессу и условиям перевозки (транспортировки) пищевой масложировой продукции, в том числе по:
обязательной промышленной переработке всех видов растительных масел после их транспортировки водными видами транспорта;
перевозке пищевой либо иной масложировой продукции специализированными автомобильными и железнодорожными цистернами;
установлению перечней запрещённых и разрешенных  предшествующих грузов при транспортировании масложировой продукции водными видами транспорта;


- требования к допустимым уровням показателей безопасности отдельных видов пищевой масложировой продукции, в том числе по:

установление новых требований по нормированию содержания «глицидиловых эфиров жирных кислот» в растительных маслах;
исключению нормирования перекисного числа для майонезов и соусов;
уточнению  объектов нормирования показателя безопасности «транс-изомеры жирных кислот» (для заменителей масла-какао).


Нормирование содержания в пищевой продукции глицидиловых эфиров жирных кислот является НОВЫМ СУЩЕСТВЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ, которое ранее не было установлено ни на уровне национальных требований государств-членов ЕЭК, ни в единых технических регламентах Союза, которые являются обязательными для применения и исполнения актами Союза  (в соответствии со статьёй 52 Договора о Союзе от 29 мая 2014 года)

Проектом изменения предусмотрены переходные периоды по введению в действия норматива «глицидиловые эфиры жирных кислот, в пересчете на глицидол»:
- С 01.01.2023 для кокосового пальмового масла и его фракций, используемых в качестве ингредиента;
- С 01.01.2025 для растительных масел и их смесей, используемых в качестве ингредиента и для непосредственного употребления в пищу.

Предполагаемый срок введения в действие обязательных требований, предусмотренных изменениями в технический регламент, составляет один год со дня принятия Решения Совета ЕЭК «О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011)».

Переходный период по введению в действие норматива «глицидиловые эфиры жирных кислот» установлен с целью: 

- утверждения методов определения контаминанта;
- апробации и внедрения методов определения;
- проведения исследований масличного сырья по изучению факторов, оказывающих влияние на образование глицидиловых эфиров в процессе производства растительных масел и жиров;
- проведения исследований по изучению содержания глицидиловых эфиров в растительных маслах и жирах на всех стадиях производства и их переработки;
- разработки и внедрения технологических решений, способствующих снижению содержания глицидиловых эфиров на всех стадиях производства и переработки растительных масел и жиров;
-  модернизации и реконструкции производственных мощностей;
- оценки сроков годности масложировой продукции и продукции смежных отраслей, произведенной с применением технологических решений, направленных на снижение и предотвращение образования глицидиловых эфиров.


Нормирование уровней глицидиловых эфиров жирных кислот закреплено в международном законодательстве.

Регламент Комиссии (ЕС) № 2018/290 от 26 февраля 2018 года регламентирует максимальные уровни глицидиловых жирных кислот в:

- растительных маслах и жирах, предназначенных для непосредственного потребления человеком или использования в качестве ингредиента в продуктах питания (не более 1000 мкг/кг);

- растительных маслах и жирах, предназначенных для производства детского питания (не более 500 мкг/кг);

- в смесях для детского питания, смесях для последующего использования и продуктах специального медицинского назначения, предназначенных для младенцев и детей младшего возраста (для порошка – не более 50 мкг/кг, для жидких смесей – 6 мкг/кг).


Установленный в ЕС норматив не применяется к так называемым «наливным маслам, предназначенным для дальнейшей промышленной переработки», поскольку такие масла всегда должны проходить этапы переработки, чтобы непосредственно использоваться для употребления в пищу или при производстве готовой к употреблению пищевой продукции.

Что же касается вопроса о разработке проекта Изменений №3 в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) (в части установления дополнительных требований к шоколаду, шоколадным изделиям и какао-продуктам), то на заседании отметили следующее.

Сегодня в техрегламентах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) отсутствуют требования к шоколаду, шоколадным изделиям и какао-продуктам, таким образом не обеспечиваются условия добросовестной конкуренции на рынке шоколадной продукции, а также не обеспечивается выполнение одной из основных целей разработки технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) (далее – ТР ТС 021) - предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей.

Потребителей вводят в заблуждение, мотивируя понятием «шоколад» и его производными, которые традиционно подразумевают высокий статус кондитерских изделий и широко применяются в рекламных целях, при этом в шоколадных изделиях используется «шоколадная» глазурь или «шоколадная» масса, содержащие до 100 % эквивалентов или заменителей масла какао.

Таким образом, обращение на рынке ЕАЭС шоколада, а также кондитерской и другой пищевой продукции, требования к составной шоколадной части которой (шоколадная глазурь, шоколадная масса) различаются в нормативных документах государств-членов Евразийского экономического союза и не соответствуют требованиям международных документов, представляется техническим барьером, вводит в заблуждение потребителей и снижает уровень качества и потребительских свойств шоколадной продукции в целом.
Это в комплексе создает предпосылки для фальсификации шоколадной продукции, поскольку эквиваленты и улучшители масла какао не относятся к какао-продуктам. Основным сырьем для их изготовления являются фракции пальмового масла и отдельные виды тропических растительных масел (ши, иллипе, кокум и некоторые другие). Ненормируемое использование эквивалентов и улучшителей масла какао в целях замены дорогостоящего масла какао позволяет снизить стоимость готового продукта, однако он не является шоколадом согласно международных требований, установленных в Стандарте Комиссии Кодекс Алиментариус Codex Stan 87-1981 «Шоколад и шоколадные изделия» (далее - Codex Stan 87) и Директиве Европейского Парламента и Совета 2000/36/ЕС от 23 июня 2000 года, касающейся продуктов из какао и шоколада, предназначенных для потребления в пищу (далее - Директива 2000/36/ЕС).

Для решения проблем фальсификации шоколадной продукции на территории ЕАЭС актуально установление единых требований к основным критериям подлинности (идентификационным признакам) шоколада, шоколадной глазури, в том числе, если они являются составной частью пищевого продукта. Эти основные критерии - наличие и количественное содержание эквивалентов масла какао, компонентный состав.

Поскольку согласно Договора о Евразийском экономическом союзе применение стандартов является добровольным, то установление в техническом регламенте единых обязательных требований к шоколадным изделиям (в части отделяемой составной части шоколада) актуально в целях недопущения действий, вводящих в заблуждение потребителей, правильной идентификации изделий, устранения существующих различий в национальных нормативных документах, повышения качества шоколадной продукции.

По инициативе концерна «Белгоспищепром» в ноябре 2013 года Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь внесено предложение в Евразийскую экономическую комиссию (далее - Комиссия) о включении в проект Плана разработки технических регламентов Таможенного союза на 2014 год (далее – План) разработки технического регламента Таможенного союза «Шоколад, шоколадные изделия и какао-продукты».

В процессе разработки проекта Изменений №3 в ТР ТС 021 урегулировано значительное количество разногласий. Вместе с тем, до настоящего момента сохраняется лишь одно неурегулированное разногласие по проекту в части исключения из проекта таких объектов регулирования как: шоколадная масса, шоколадная глазурь, какао тертое, масло какао, какао крупка, какао-жмых.

По существу данного разногласия Республика Беларусь настаивает на гармонизации требований к шоколадной глазури и шоколадной массе, используемых в качестве составной части кондитерской и другой пищевой продукции, с требованиями международных документов (Директива 2000/36/ЕС и Codex stan 87). Реализация на территории ЕАЭС кондитерской и другой пищевой продукции, составная шоколадная часть которой не соответствует требованиям международных документов, несовместима с основными принципами Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО. Это представляется техническим барьером. Кроме того, гармонизация технических регламентов с международными документами является приоритетной в соответствии с общими принципами технического регулирования Договора о ЕАЭС и Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле.

К списку
Контакты

Приёмная концерна:

+375 17 285-03-96

Канцелярия:

+375 17 215-60-96

+375 17 215-60-95

+375 17 327-83-31 (факс)

Телефон "горячей линии":

+375 17 223-87-40

Адрес:

Почтовый адрес: 220006,
г. Минск, ул. Аранская, 6

E-mail:

concern@bgp.by



Сайт находится в разработке