Развитие
национального культурного пространства направлено на сохранение исторической
памяти белорусского народа, его национально-культурной самобытности, реализацию
интеллектуального и творческого потенциала нации, активное вовлечение граждан в
культурную жизнь страны при сохранении культурного многообразия и открытости к
результатам творческой деятельности иных народов, лучшим образцам мировой культуры, которые имеют важное
социально-культурное значение, носят высокохудожественный и высоконравственный
характер.
Культура рассматривается как один из главных факторов самобытности белорусского народа, преемственности поколений, основа для становления и развития личности и общества. Государство обеспечивает приоритетное развитие белорусской национальной культуры, возрождение, сохранение и развитие национальных культурных традиций, использование, распространение и популяризацию национальных культурных ценностей. Белорусский язык признается одним из факторов формирования национального менталитета.
Основные принципы развития национального культурного пространства:
Благодаря поддержке государства сохраняются и развиваются основные достижения в сфере культуры. В стране функционирует разветвленная сеть организаций культуры, которые в значительной степени обеспечивают доступность услуг культуры для граждан, проживающих на территории Республики Беларусь.
В Беларуси в системе Министерства культуры насчитывается 28 театров, 21 концертная организация, 2 цирка, 2222 библиотеки, 150 музеев, 2260 клубных организаций, 3 учреждения высшего, 19 учреждений среднего специального образования в сфере культуры, 393 детские школы искусств, 85 кинотеатров, 1 киностудия. Штатная численность
работников государственных организаций в сфере культуры составляет 65,5 тыс.
единиц (с учетом учреждений образования в сфере культуры).
Государство активно поддерживает
профессиональное искусство, содействует поиску и становлению молодых талантов.
Государственная политика в сфере
искусства и творчества реализуется через
информационную и финансовую поддержку деятельности театрально-зрелищных
организаций, организаций кинематографии, профессиональных и любительских
творческих коллективов, создание учреждений культуры нового типа, развитие
фестивального движения.
Крупнейшие из международных и
республиканcких фестивалей, которые проводятся в Беларуси, –
Международный фестиваль искусств ”Славянский базар в Витебске“, Минский
международный кинофестиваль ”Лістапад“, Международный
фестиваль искусств ”Белорусская музыкальная осень“, праздник ”Купалье“
(”Александрия собирает друзей“), Международный праздник традиционной культуры ”Браслаўскія зарніцы“, Международныйфестиваль этнокультурных традиций ”Кліч Палесся“ и другие.
Беларусь обладает богатым
историко-культурным наследием. Часть наиболее выдающихся для
отечественной и мировой культуры объектов включена в списки Всемирного наследия
ЮНЕСКО. Среди них Национальный парк ”Беловежская пуща“, замковый комплекс
”Мир“, архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в Несвиже и
другие объекты.
В Государственный список историко-культурных
ценностей Республики Беларусь, взятых под охрану государства, включено 5683 объекта наследия, среди
которых памятники археологии, архитектуры, истории, искусства,
градостроительства, объекты нематериальных, а также материальных движимых историко-культурных
ценностей, заповедные места.
Осуществляется активная поддержка
художественных ремесел. Нематериальные проявления творчества человека,
отдельные виды ремесел официально признаются национальным достоянием, оказывается
содействие народным мастерам и центрам народного искусства и ремесел.
Концепция развития национального культурного пространства во всех сферах жизни общества на 2024-2026 годы доступна по ссылке.
Концерн «Белгоспищепром» развивает культуру быта, общественных отношений и производства по следующим направлениям:
- популяризация названий и символики, марок и брендов товаров организаций концерна, осуществляющих производство продукции с учетом местных культурных особенностей;
- проведение информационно-разъяснительной работы среди организаций концерна на предмет целесообразности использования белорусской культурной символики при производстве товаров.